среда, 15 января 2014 г.

Стихотворения на ладони

Думаю, что ташкентским любителям поэзии нет нужды представлять Альбину Витольдовну Маркевич, поэта, искусствоведа, настоящую подвижницу своего дела, многолетнего руководителя музея Анны Ахматовой «Мангалочий дворик» и литературного объединения «Под крылом Пегаса», в котором было воспитано не одно поколение начинающих поэтов. Думаю, что не будет преувеличением сказать, что именно благодаря таким людям, беззаветно служащим искусству, наша культура и великие ценности прошлого еще как-то сохраняются и противостоят мощному потоку пошлости, которому, к сожалению, характерно наше непростое время.

Поэтому мне особенно радостно сегодня поделиться своими скромными размышлениями о творчестве Маркевич в целом, и о новом ее сборнике «Круговерть», в частности. На обложке этого сборника нарисована спираль. Думается, что трудно было бы подобрать более удачную и точную метафору для характеристики ее творчества, чем этот многозначный символ. Ведь спираль - это знак жизни, знак зарождения жизненных творческих энергий, и одновременно, отражение универсума бытия в его бесконечном развертывании и развитии, и эти мотивы находят яркое и очень индивидуальное воплощение в стихах Альбины Витольдовны. Но есть и еще одна параллель, не менее важная. Первые витки спирали можно рассматривать как некое метафизическое начало, которое постепенно, как семя, прорастет и превратится в дерево взаимодополняющих смыслов, но прорастание это будет иметь место уже за пределами строк, в сердце чуткого и отзывчивого читателя.

Стихи Маркевич, в большинстве случаев, очень лаконичны, и без труда умещаются на ладони. Но это как раз тот редкий случай, когда краткость является признаком высокой свободы автора и его мастерства. В наше время, когда поэты пытаются обогнать друг друга в оригинальности, и уже по одной этой причине становятся банальными, очень немногие авторы могут позволить себе ту «неслыханную простоту», о которой писал Пастернак, как о высшей точке творческого подъема. Это та вершина, где слов мало, а воздух поэзии разрежен и потрясающе чист и прозрачен. Там читателю дышится легко и до неба рукой подать. И при этом, такая немногословность отнюдь не означает смысловую ущербность, но наоборот приводит к их приумножению и перекличке. Разумеется, эффект этот возникает только при наличии таланта и тончайшего чувства меры. Стихи Альбины Витольдовны без сомнения доказывают, что оба этих фактора в них присутствуют. И, конечно, огромную роль в достижении филигранной отточенной формы играет и большой жизненный опыт автора, потому что если талант – это брат краткости, то мудрость, без всякого сомнения, ее старшая и заботливая сестра. 

В творчестве Маркевич находят свое отражение разнообразные темы. При этом ее строки всегда подсвечены мягкой иронией и благожелательностью, и в каждой зарисовке, как в небольшом кусочке зеркала отражается весь мир. Альбина Витольдовна находится в очень теплых отношениях с языком, они понимают друг друга, - прошу прощения за невольный каламбур, - буквально с полуслова. Именно поэтому, он, язык, всегда идет ей навстречу и радостно предлагает точное и объемное слово, позволяющее вместить в него все те смыслы, для выражения которых другому автору, меньше дружному с языком, потребовалось бы в десять раз больше слов, и при этом смыслы бы, наверняка, бросились врассыпную, спасаясь от неточной, а значит, непрочной словесной конструкции. 

Хотелось бы отметить еще одно замечательное свойство автора: наблюдательность и удивительную свежесть, иногда почти детскость (разумеется, в хорошем, пастернаковском смысле этого слова!) восприятия жизни. Это очень редкое и ценное качество даже среди обычных людей, а среди поэтов – тем более. Альбине Витольдовне интересна жизнь во всех ее многообразных, порой очень неожиданных проявлениях, и она не утратила умения радоваться простым вещам, среди которых протекает наша привычная повседневность и которые мы так часто перестаем замечать, нагруженные суетными заботами и мыслями. И этот интерес, это умение радоваться и любить жизнь делают стихи Маркевич очень теплыми, живыми и светлыми. И, вероятно, именно это внутреннее обаяние стиля приводит к тому, что мы видим не только добрую улыбку автора в момент их создания, но иногда возникает ощущение, что улыбаются сами строчки стихотворения. 

На мой взгляд, именно гармоничное сочетание непосредственного свежего восприятия жизни и одновременно, опыта всех прожитых лет, делают поэтический почерк Альбины Витольдовны очень индивидуальным и узнаваемым. И как у многих поэтов, земное в ее стихах перекликается с небесным, порождая размышления о том, что в человеке остается подлинным и вечным, о том, что даже в самых грустных обстоятельствах необходимо сохранять веру в человека и высшие ценности. 

Восходит солнце – 
И звезды меркнут.
Но глянь - в колодце 
Они не блекнут.

И божий свет
В потемках душ
Хранит свой след - 
Лишь обнаружь…

Помимо всего прочего, спираль – это еще, конечно, и одна из самых точных метафор времени, недаром пружина в часах имеет форму спирали. И размышления о времени в самых разных его ипостасях (физической, исторической, философской) тоже проходят красной нитью через творчество Маркевич. 

Мне думается, для чуткого и вдумчивого читателя стихи Альбины Витольдовны послужат не только источником для размышлений о жизни, но и прекрасной возможностью почувствовать неземной вкус «звездного вина», о котором пишет она в одной из лучших своих миниатюр. И мы всегда будем благодарны ей за это щедрое угощение ее щедрой души.

Бах Ахмедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий