вторник, 3 марта 2015 г.

Ташкентские Цветаевские костры

Зажигать  и костры, и свечи
Завещала поэт – предтеча…
А земляне звезду открыли –
Её  именем окрестили.
Альбина Маркевич

Марина Ивановна в отблеске своего костра появилась в Ташкенте ранней осенью. Привела ее в край арбузов, дынь и смущенно  прячущихся в колючую кожуру коробочек хлопка ташкентская поэтесса Маргарита Тарсина, часто гостящая в Канаде и неоднократно бывавшая в Тарусе на Цветаевских кострах. К тому времени русская диаспора заокеанских земель уже осветила Канаду Цветаевским костром вслед за российскими кострами. Искру от него привезла с собой и Маргарита Акбаровна. Зерно замысла Тарсиной упало в благодатную почву. Ташкентцы всегда любили Марину Цветаеву. Здесь в годы войны учился и жил ее сын – Георгий Эфрон  - Мур. 
Маргарита Тарсина, поэт

До сих пор хранит в архиве портреты матери – Галины Родионовой, лично знакомой с Цветаевой, ее дочь - почтенный старожил Ташкента Юлия Петровна Романова. А еще здесь проживает внучатый племянник Марины Ивановны – Сергей Михайлович Цветаев. Этим фактам были посвящены традиционные Цветаевские костры в музее А. Ахматовой.
И раньше в Ташкенте отмечались дни рождения, вечера памяти и другие творческие события, посвященные Марине Цветаевой. А начиная с 2002 года, становится доброй традицией приобщение Ташкента к Всемирному празднованию Цветаевских костров под эгидой общественного клуба-музея Анны Ахматовой «Мангалочий дворик», его общественного директора, филолога и искусствоведа А.В.Маркевич и известного пропагандиста поэзии Серебряного века филолога В.В.Фомичева.
Символично, что в честь 110-й годовщины со дня рождения поэта Цветаевские дни отмечались с конца августа по 8 октября и в Союзе композиторов, и в Выставочном зале Союза художников Узбекистана, и в Республиканском Интернациональном культурном центре, где состоялся большой концерт при участии студии «Детская дорога к джазу» и творческой группы музея Анны Ахматовой. По случаю Цветаевских дней собрались известные поэты, композиторы, артисты, художники,  преподаватели литературы и просто поклонники творчества Марины Цветаевой. Известные искусствоведы, литераторы, поэты рассказывали гостям о Марине Цветаевой. Знатоки творчества поэта – Альбина  Маркевич – директор общественного клуба-музея Анны Ахматовой «Мангалочий дворик», замдиректора представительства Росзарубежцентра (ныне Россотрудничество) Д.С. Саъдуллаев, лауреат Пушкинской премии Светлана Постнова, поэтесса  Маргарита Тарсина,  - представили слушателям мир цветаевской поэзии. Звучали строки ташкентских поэтов, посвященные Марине Цветаевой.
Вот некоторые  из них:

Марине Цветаевой

В моей сиротской и бродяжьей доле
Была одна «высокая» неволя.  
Ей в плен давно сдала себя я тайно,
И годы подтвердили: не случайно.      

Так гриф секретности, естественно, был сброшен,
Как шишки с высоты Тарусских сосен.   
И берег, и Ока, костёр горящий
Приблизили меня к той тайне вящей.

Жизнь этой тайны будет очень длинной,
Пленительной историей старинной,
Волнующей сердца, умы поэтов                                       
Своим нездешним, несказанным светом.

И подсказала мне приокская долина,
Что имя ей - Цветаева Марина!
                                               М.Тарсина

* * *
…Королева бессмертного слога
В унизительной нищете,
Презирая мещанство убогое,
Бунтарем шла в пустой суете.
 
Не писалось вполсилы. Стихией
Рвалось слово из сердца в полет.
Только сердце болело Россией
И надеялось – родина ждет…
                                      Яник Ласко

Цветаевскому костру

Зажигают костры и свечи
В День рожденья-явленья поэта.
В самых разных краях планеты
Зажигают костры и свечи…

Зажигают костры для встречи
Всех, кто знает поэта и чтит.
Искра божья в  сердцах человечьих -
Словно жаркий живой магнит.

А Марина Цветаева в дымке
Птицей Феникс парит над огнём,
Слышит, может быть, как мы поём,
И мечтой увлекаемся  зыбкой.

Зажигать  и костры, и свечи
Завещала поэт – предтеча…
А земляне звезду открыли –
Её  именем окрестили.
                                       Альбина Маркевич

По-новому зазвучали знакомые строки в исполнении Елены Буровой (актрисы Молодежного театра Узбекистана), Алексея Торопцова (автора портрета Марины Цветаевой), Виктории Осадченко (поэтессы и  журналиста).
Евгений Абдуллаев, более известный в литературных кругах как Сухбат Афлатуни (поэт и писатель), сказал, что Цветаева сама была музыкой, а стихи ее похожи на клавиатуру органа.
...За слово — клавиш.
За тело — клавиш.
За дело — клавиш –
…словно крикнула Марина Цветаева в зал. Отдавая дань памяти великой матери великого поэта, звучали воздушно-грустная мелодия «Грезы» Шумана в исполнении известной пианистки Инны Абдуллаевой, романсы и песни Грига, Шуберта, Чайковского, исполненные Галиной Ерошиной, Павлом Борисовым, Вероникой Тонконоговой.
 Открытие первого Цветаевского костра состоялось 8 октября 2002 года в Каминном зале Дворца культуры Тракторного завода, в котором был расположен музей Анны Ахматовой. Эпиграфом к этому событию послужили стихи Марины Цветаевой:
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В легкий дар моему огню…
Торжественность открытию придали и обилие цветов, свечей, и пламя в камине, который разожгли юные участники праздника. 
Тот знаменательный вечер, наполненный дыханием музыки и поэзии, стал истинным порывом ветра, раздувшим пламя Цветаевского костра на много лет.
Объединенные главной темой «Судьба и творчество Марины Цветаевой и ее современников» каждый раз Цветаевские костры были уникальны.
Так, один из Костров прошел под девизом «Вихрем за мной, мой огненный друг!». Вечер был посвящен не только Цветаевой, но и ее детям – Ариадне и Георгию Эфронам. Гости сидели вокруг костра и слушали рассказы о трагической судьбе детей Марины Цветаевой, пели любимые песни на её стихи. Диана Каримова, Вадим Фомичев и другие прочитали посвящения поэта своим детям.
Следующему Костру было дано название «Скрещение судеб», его посвятили Сергею Есенину и Марине Цветаевой. На пригласительном билете гостям были представлены портреты поэтов в юности, подчеркивающие их сходство.
Гостям было рассказано о знакомстве двух поэтов, были прочитаны отрывки из воспоминаний Ариадны Эфрон о том, как в юности поэтов даже путали при взгляде на них со спины из-за удивительного сходства причесок. В течение вечера звучали песни ташкентского композитора Геннадия Арефьева на стихи Марины Цветаевой.
Следующий Цветаевский костер был посвящен двум женщинам-поэтам -  Марине Цветаевой и Анне Ахматовой и сложности их взаимоотношений, что проявилось в воспоминаниях о них и  посвящениях друг другу двух великих женщин. 
Необычен был Цветаевский костер, когда состоялась встреча с Юлией Петровной Романовой. Наряду с исполнением хореографических, вокальных, фортепианных произведений и чтением стихотворений Марины Цветаевой прозвучал ее взволнованный рассказ о знакомстве матери  -  Галины Родионовой - с Цветаевой. В 1937 году Галина Семеновна проживала в имении своей матери на юге Франции, на Лазоревом берегу в местечке Ля Фавьер, куда на месяц приехала Марина Цветаева и сняла комнату по соседству. Они дружески общались, так как Галина Семеновна была знакома со многими русскими эмигрантами, о которых Марина Цветаева отзывалась не всегда одобрительно. Совместные прогулки и беседы были взаимно интересны и сопровождались чтением стихов. Много позже, живя в Ташкенте, Родионова записала свои воспоминания в дневнике, отрывки из которого прочитала собравшимся у Цветаевского костра Юлия Петровна.
Одной из тем Цветаевского костра стала переписка трех великих поэтов: Марины Цветаевой, немецкого поэта Рильке и Бориса Пастернака. Вечер открыл хореографический этюд «Пламя» в исполнении Марии Тихомоловой. От ее яркого, страстного цыганского танца колебалось пламя зажженных повсюду свечей. В исполнении Александра Курышева, Елены Буровой, Альбины Маркевич, Вадима Фомичева звучали стихи и отрывки из писем названных выше поэтов, где они давали оценку  творчества друг друга. Вечер украсили романсы на стихи Цветаевой (музыка Геннадия Арефьева) в исполнении студентки Государственной консерватории Узбекистана Марины Исаевой.
Цветаевский костер 2009 года ознаменовался тем, что его разжигал не кто иной, как внучатый племянник Марины Цветаевой – Сергей Михайлович Цветаев, поэт, педагог, известный исполнитель собственных песен, уроженец Ташкента. Его судьба, по-своему, очень интересна.  О родстве с Мариной Цветаевой он задумался в зрелом возрасте, хотя в семье об этом давно ходили разговоры. Но он не придавал им значения. Отчасти знакомство с музеем А. Ахматовой, но главным образом, изучение домашнего архива  подтвердило, что прапрадед Сергея Михайловича был родным братом отца Марины Цветаевой. Талантливое исполнение собственных песен Сергеем Цветаевым принесло ему широкую известность как в Ташкенте, так и в России. Возможно, его песенный талант -  еще одно подтверждение причастности к роду Цветаевых. На вечере прозвучали  песни на стихи Марины Цветаевой и его собственного сочинения. В заключение выступили поэты из музейного литобъединения  «Под крылом Пегаса» - Евгений Веагалас, Альбина Маркевич и Яника Ласко (Князева).

Марине Цветаевой

Не родившись – ещё не сущность
В первом слове над тишиной -
Юный снег за твоей спиной
Умираю, спины коснувшись.

Вечность? Миг? – не дано понять,
Сколько длится наш скорбный путь.
Так хочу я тебя вернуть,
Только вот… не могу догнать.

Знал тебя наизусть – не спас,
А теперь - кто хозяин, кто гость -
Все идём за тобой на погост
И не знаем, кто умер из нас…
                                  Евгений Веагалас
Огонь – стихия всевластная. Нет рамок, которые могли бы сдержать его порыв. Огонь сметает все на своем пути, раздвигает границы тьмы. Свет от него выявляет красоту окружающего мира. Так искры ташкентского Костра перекинулись и на  Бухару – жемчужину Востока.
 - Получилось это случайно, -  рассказывает Альбина Маркевич. - В музей Ахматовой приехала гостья из Бухары М. Фармонова. Я рассказала ей о подготовке к первому Цветаевскому костру. Женщина оказалась страстной поклонницей поэзии Марины Цветаевой. Ей так понравилась эта идея, что она решила организовать подобный вечер в родном городе. С той поры проведение Цветаевских костров  стало доброй традицией и для Бухары. Одним из организаторов этих торжеств является режиссер Денис Хамраев.
Цветаевские костры стали заметным событием в культурной жизни Ташкента, что получает отражение в местной прессе. При поддержке Республиканского русского культурного центра были сняты видеоролики некоторых встреч.
    Очередная встреча у костра прошла под знаком цветаевской строки «… поддержите высокую жизнь мою». В программу были включены воспоминания и стихи, посвящённые Марине Цветаевой.
Исполнителями выступили В.Фомичёв, А.Маркевич, А.Курышев.
Алина Денисова с присущей ей страстностью исполнила музыкально-поэтическую композицию. Г.С.Арефьев  представил четыре новых романса на известные стихи Марины Цветаевой.
Ведущая вечера Альбина Витольдовна Маркевич познакомила собравшихся с книгой «Всемирные цветаевские костры» (составители – А.Мансуров, Б.Ханаков), полученной от московского Государственного музея М.Цветаевой, привезенной Маргаритой Тарсиной, где представлены коллективы поклонников цветаевской поэзии из разных стран и городов, зажигавших Цветаевские костры в течение двадцати пяти лет, начиная с первого Тарусского костра. В книгу включены и ташкентские и бухарские Цветаевские костры, проводящиеся с 2002 года. Эту славную традицию актив музея А.Ахматовой продолжил, изменив свое место пребывания, - в уютном дворике Россотрудничества уже второй год отмечается этот международный праздник при участии не только постоянных членов Мангалочьего дворика, но и студентов Российского центра науки и культуры.

Алина Дадаева.
Поэт, журналист.


Комментариев нет:

Отправить комментарий