вторник, 3 марта 2015 г.

Клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»

История от зарождения и доныне

«Он прочен, мой азийский дом…»
А.Ахматова
«Оказалось, что музеи складываются, как стихи, из случайных созвучий и многолетних устремлений к исполнению заветных желаний…»
А.В. Маркевич

 «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» - так называется клуб-музей в Ташкенте, хранящий в себе память о пребывании в нашей столице великой русской поэтессы Серебряного века Анны Андреевны Ахматовой, эвакуированной сюда из блокадного Ленинграда и посвятившей Ташкенту прекрасные лирические строки. Здесь она закончила первый вариант своей «Поэмы без героя».

Название музей получил благодаря  стихотворению Анны Ахматовой «Заснуть огорченной, проснуться влюбленной»:
«Мангалочий дворик,
Как дым твой горек
И как твой тополь высок…»
                                   Ташкент, апрель 1942

Открытие музея состоялось 18 декабря 1999 года в 110-ю годовщину со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой.
Это событие было знаменательным для многих ташкентцев, т.к. идея о создании музея витала в воздухе и ждала своего воплощения. 
Анна Ахматова провела в Ташкенте эвакуационные годы с 9 ноября 1941 по 15 мая 1944.
Среди экспонатов музея есть копии нот романсов Алексея Козловского, написанных на стихи Анны Андреевны. И у неё есть посвящение этому талантливому музыканту и композитору – это стихотворение «Явление луны» из цикла «Луна в зените»:
Из перламутра и агата,
Из задымлённого стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, -
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла.
Рождение клуба-музея, по воспоминаниям Альбины Витольдовны, происходило очень и очень нелегко…  Вряд ли кто расскажет об этом лучше неё самой. Итак, слово  одной из инициаторов-создателей клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» и его бессменному общественному директору Альбине Витольдовне Маркевич:
«Еще работая в музее С.Есенина, я пригласила Хулькар Хамидовну Алимджанову (дочь Зульфии и Хамида Алимджана, жену сына Ойбека) на один из вечеров, посвященный творчеству А.Ахматовой в нашу Литературную гостиную «Серебряный век».
Неожиданно много собралось народу в неокончательно оформленном зале музея. Среди гостей оказалась Лия Бережных. Она  была журналистом и общественным организатором музея «Ташкентские мальчишки» при  городском  Дворце пионеров  и школьников.
Кроме того, на эту встречу заглянула Наталья Георгиевна Зайко, кандидат филологических наук, жившая тогда в соседнем с музеем С.Есенина доме. Много лет она хранила связь и давнюю память о встречах с А.Ахматовой - свою и своей матери Журавской Софьи Аркадьевны.
Хулькар Хамидовна Алимджанова

В ходе бесед, воспоминаний, чтения стихотворений А.Ахматовой всплыла объединившая всех нас тема: «А не пора ли создать музей А.Ахматовой, жившей в Ташкенте в годы войны?»
Лия Бережных, несмотря на излишнюю полноту и  больные ноги, очень живо заявила, что местом для музея может стать Дворец пионеров. И мы одобрили её готовность и обещали всяческую поддержку.
Но так хорошо начатое дело печально завершилось ранней кончиной Лии Бережных, успевшей, однако, вместе с молодым филологом Аидой Каиповой побывать в командировке по адресам поэтессы и собрать первоначальный материал. Но дальше дело не пошло, а собранные материалы были переданы А.Каиповой в музей С.Есенина, где и хранятся по сей день.
К 100-летию А.А.Ахматовой  (1989 год) новое усилие совершила Ирина Юрьевна Хилкова (зам. директора по работе с общественностью Академического русского драматического театра Узбекистана), возглавлявшая тогда клуб авторской песни «Орфей». Она организовала празднование юбилея в Доме Знания, выпустила самиздатовский сборник стихотворений А.Ахматовой ташкентского периода, пригласила известного детского поэта, историка и литературоведа Валентина Берестова, учёного и поэта Дмитрия Сухарева и других москвичей-современников А.Ахматовой, выпустила огромную афишу, провела прекрасную юбилейную программу... Музей снова не получился!
Но идея – добрая, живая, трепетная – не давала мне покоя…
Через несколько лет при поддержке председателя Русского Культурного Центра Узбекистана (РКЦ Уз) Сергея Ивановича Зинина, благодаря его природной отзывчивости на возможность сохранить историю русской культуры в Узбекистане, я организовала при РКЦ Клуб поклонников поэзии Анны Ахматовой, заседания которого проходили то в скромном офисе РКЦ, то в музее композитора Мухтара Ашрафи, то в школе №50. С 1997 по 1999 годы мы кочевали, но держались…
Мы – это филолог с университетским образованием Вадим Фомичёв, поэты Эрнест Усманов и Дмитрий Черников, юные тогда Александр Грищенко (известный теперь литератор) и скульптор Алексей Торопцов, группа молодых и очень талантливых поэтов, в том числе Вадим Муратханов и Евгений Абдуллаев, педагог Таисия Фёдоровна Шепилова. Позже актив пополнился целым рядом замечательных людей, таких как доктор филологических наук Александра Николаевна Давшан, композитор и исполнитель Геннадий Степанович Арефьев, актриса Елена Бурова, поэты Яника Князева, Олег Георгиевич Бордовский, Раиса Николаевна Крапаней, Бах Ахмедов, Николай Ильин, Александр Курышев, Виктория Осадченко, певица Галина Ерошина и пианистка Инна Абдуллаева, профессор консерватории Ирина Георгиевна Галущенко, Ирина Парамонова, поэт и художник Сергей Слонов, певец Павел Борисов. Мы просто собирались раз в неделю по четвергам и читали стихи поэтов Серебряного века, а иногда и свои.
Параллельно в этот период шла подготовка празднования 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, и мне, как ответственному секретарю РКЦ, приходилось готовить программу праздника, привлекая лучшие силы театров, Ташкентского университета, Ташкентской консерватории, школ. Совместно с Риммой Николаевной Волковой и другими журналистами мы стали выпускать информационный листок «К Пушкину», при школе №10 им. А.С.Пушкина, что расположена на Лабзаке, открыли Пушкинский класс, который позже  перерос в школьный музей. Его возглавила и довела до исключительной содержательности преподаватель школы, жена известного альпиниста Светлана Валерьевна Эльчибекова.
Естественно, что уже начала складываться инициативная группа будущего клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», и стали стекаться материалы для его фонда. Всё сдвинулось с июня 1999 года на более позднюю дату, когда отпраздновали 110-летие со дня рождения А.Ахматовой, потому что с помещением были серьёзные трудности.
Вот с триумфом прошли Пушкинские юбилейные торжества. И вдруг снова появилась, вернувшись из разъезда, Зайко Наталья  Георгиевна. Её мать, Софья Николаевна Журавская, близко знала Анну Андреевну Ахматову. А маленькую Наташу Анна Андреевна называла «моя куколка» и водила в сквер на прогулки. Наталья Георгиевна сохранила память об этом. Во время одной из таких прогулок Анна Андреевна крепко сжала ручку пятилетней девочки и сказала: «Смотри, как прекрасны ташкентские тополя! Запомни: таких - нигде в мире нет!» Рассказывая об этом, Наталья Георгиевна протянула мне руку и взволнованно сказала: «Представляете, до сих пор моя левая рука помнит это крепкое пожатие!»
Наталья Георгиевна давно обещала передать для будущего клуба-музея часть материалов из домашнего архива и очень смущалась, что всё ей недосуг разобраться с архивом своей матери.
И вот встреча на автобусной остановке «Дархан». Она решительно позвала меня к себе домой, разложила свои сокровища и стала откладывать, что дать нашему клубу-музею, что передать «Фонтанному дому» (дом-музей А.Ахматовой в  Санкт-Петербурге). Она, и особенно я, ужасно волновались. На нее нахлынули воспоминания, а меня тихонько потрясывало от сознания того, что соприкасаюсь с чем-то дарованным свыше и от понимания великой ответственности – как всё это сохранить, как донести людям!..
Когда разобрали большую часть документов, я попросила разрешения прийти в другой раз, чтобы она всё взвесила, как быть дальше. Да и очень устали мы от волнения и воспоминаний, которыми она попутно делилась. Но она сказала, чтобы я всё забрала. Я пообещала составить перечень полученных документов. Так и сделали. Потом, через день, она кое-что добавила, что-то попросила вернуть.  Перепечатала сама на машинке, подписала… и вдруг вздохнула, всхлипнула сухо, и мы с ней обнялись. Главное было сделано – основание заложено!
Остальное покатилось как-то само собой. В Интерцентре на третьем этаже дали место для выставки «Анна Ахматова. Ташкент. Ташкентцы. 1941 (ноябрь) – 1944 (май). И далее…» В течение месяца выставку посетило более трёх тысяч человек!
А в конце октября – о, чудо! – мой брат Юрий Витольдович Маркевич предложил мне проехать  с ним к его знакомому директору ДК ТТЗ (Дом культуры Ташкентского тракторного завода) Управителеву Анатолию Степановичу по-го-во-рить…   
С Анатолием Степановичем я тоже была знакома по работе в РКЦ, но обратиться к нему за помощью не догадалась. Оказалось, он очень обрадовался возможности сотрудничать со мной и помочь в размещении будущего клуба-музея. Таким образом, Сергей Иванович Зинин (РКЦ) и Управителев Анатолий Степанович (ДК ТТЗ) стали учредителями клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой».
Он предоставил на втором этаже большой зал, куда мы перенесли все материалы, собранные для выставки. Кроме архива Натальи Зайко, в нашем распоряжении были воспоминания известной поэтессы, переводчицы и писательницы Зои Александровны Тумановой о встречах с А.Ахматовой, дневник Дильбар Абдусалямовны Рашиди, встречавшейся с Анной Андреевной в Ленинграде, а также бытовые предметы из семьи Хамида Алимджана и многое другое того времени, поступившее от ташкентцев – современников Анны Андреевны. Эти предметы быта позволили воссоздать атмосферу того времени.
В оформлении экспозиции активно участвовали художники, бывшие мои студенты: Лариса Утешева, Ривкат Азиханов, Анна Донец.
Готовясь к юбилею А.Ахматовой, Ривкат Азиханов написал большой портрет поэтессы, который и сейчас украшает музей.
Друг Александра Грищенко Филипп Полозов, ученик скульптора Якова Шапиро (заслуженный деятель искусств Узбекистана, автор скульптур Х.Алимджану, Ш.Руставели, космической композиции на площади Космонавтов, посвященной космонавту Владимиру Джанибекову ) – исполнил скульптурные портреты А.Ахматовой и А.Пушкина и подарил их клубу-музею.
Кроме того, он с отцом отыскал на свалке старинный чугунный мангал, который сейчас украшает композицию клуба-музея.
Фотоработы для экспозиции исполнили работники Министерства культуры и Академии художеств, фото-фонд предоставил Вадим Фомичёв.
Многие вещи в клубе-музее соответствуют строкам из стихов А.Ахматовой:
«Как в трапезной – скамейки, стол, окно…»
Все цветы, воспетые Анной Андреевной в стихах, воссоздали своими руками дочери ташкентского художника В.Гана.
Средства на ремонт и отделку «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» шли из личных накоплений, получаемых мной от лекций по школам, учреждениям, банкам. Лекции проходили по линии «Общества знаний» и «Общества книголюбов». Материальной поддержки почти не получали. Лишь изредка, так сказать, эпизодически, появлялись взносы от «шахматного композитора» Владимира Павловича Хизниченко, который занимается разработкой шахматных задач.
Постепенно сложилась библиотека из книг, подаренных гостями клуба-музея.
Пользуясь знакомством в Москве, я получила возможность познакомиться с одной из составителей собрания сочинений А.Ахматовой в восьми томах, сотрудником ИМЛИ им.М.Горького, поэтессой Ниной Валерьяновной Королёвой, которая вместе с Иосифом Бродским и Александром Кушнером посещала Анну Андреевну в Комарово. Именно от неё получила в дар это восьмитомное собрание сочинений. Побывала в «Фонтанном доме» у директора музея Татьяны Ивановны Поповой, которая подарила нашему клубу-музею разные издания.
Бесценным даром для клуба-музея стали четыре экземпляра книги А.Ахматовой «Избранное», изданной в Ташкенте в 1943 году. Один экземпляр с автографом Ахматовой был подарен Зоей Тумановой вместе с красным фарфоровым горшочком – подарком ей от Анны Андреевны…»
Второй сборник в 2002 году подарил поэт, заслуженный работник культуры Узбекистана Борис Пак с дарственной надписью: «Бесценный Дар Бесценной Книги Музею Великой Поэтессы Современности Анны Ахматовой…»
Ещё один экземпляр был вручён у памятника А.С.Пушкину народным поэтом Узбекистана Александром Файнбергом в празднование 210-й годовщины рождения Пушкина.
У четвертой книги целая история. Хранитель этого экземпляра сделал дополнительное оформление сборника вырезками из газет.
И здесь же приложено большое письмо от этого удивительного  человека (ныне покойного):
Уважаемый
вновь родившийся музей Анны Ахматовой!
Я от всей души приветствую тебя!
Я – сибиряк, родился и учился в г.Рубцовке Алтайского края, живу в Ташкенте с 1937 г.
Ещё в школе мне привили любовь к литературе и в частности, к поэзии, люблю читать. Люблю читать не только классиков, но и современников Маяковского, Ахматову, Маршака, Исаковского и других писателей и поэтов, да и поэтесс.
Помню, примерно полвека тому назад вышло Постановление ЦК Компартии о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором были ошельмованы Анна Ахматова и Михаил Зощенко. Я их любил читать и не мог согласиться с их шельмованием.
А через какое-то время я зашёл в знакомую мне военную библиотеку, а у них на полу лежат вразброс кучей выбракованные и подлежащие сожжению книги: среди них я увидел книжечки Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Сожжение их я посчитал варварством, что было в средние века, я не хотел с этим мириться и попросил, чтобы дали мне некоторые из них. Мне ответили: «Нельзя. Приказано сжечь. Акт утвержден». Но потом смилостивились и разрешили взять сборник стихов Ахматовой, под честное слово, что я не покажу его никому.
Книжечка эта – сборник стихов, напечатана в 1943 г. в Ташкенте, когда здесь в эвакуации находилась автор их – Анна Ахматова.
Я взял этот сборничек, сделал твёрдую обложку, вклеил фотографии (из газет) Анны Ахматовой одной и с Б.Пастернаком и храню как драгоценную реликвию, которую я спас от сожжения. Как после узнал, что в годы войны автор подарила такой же экземпляр со своим автографом ещё школьнице, а ныне популярной в Узбекистане поэтессе и писательнице Зое Александровне Тумановой.

О том, что сборничек стихов принадлежал библиотекам, свидетельствуют два штампа и номера 2767 БИБ А-95 и 718/БР.
Из этого сборника стихов я узнал, почему девушка Аня Горенко стала знаменитой русской поэтессой Анной Ахматовой.
Эту маленькую книжечку на 114 страниц я храню более полвека, частенько беру в руки, читаю и уж в который раз перечитываю, хранил бы ещё столько, но узнал, что в Ташкенте создан новый музей Анны Ахматовой «Мангалочий дворик» и решил подарить этому музею этот сборничек.
Пусть любители поэзии и почитатели поэтессы читают.
Несколько слов о себе: я участник 2-й мировой войны, ветеран труда. Защищал и освобождал г.Харьков, в котором родилась Анна Ахматова (здесь допущена неточность: Анна Андреевна родилась  на берегу Чёрного моря, под Одессой); персональный пенсионер, дважды ранен, по специальности бухгалтер. 26 лет работал гл. бухгалтером, мне 85 лет.
Иван Кириллович Солодухин
23 февраля 2000 года.
Четырнадцать лет плодотворной работы клуба-музея в помещении ДК ТТЗ стали знаменательными в культурной жизни Ташкента. В течение этих лет проводились многочисленные заседания, юбилеи, концерты, литературные объединения поэтов, «Цветаевские костры», а также продолжался сбор фондовых материалов.
Освящение музея

Сегодня клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» располагается в здании Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан, куда он переехал в августе 2013 года при поддержке митрополита Викентия, архиепископа Ташкентского и Узбекистанского, благословившего и освятившего клуб-музей.
Каждый четверг в 16.30 он радушно встречает своих друзей, известных литераторов Ташкента, любителей и почитателей звучащего поэтического слова, молодежь и представителей старших поколений. Заседания  клуба проходят с различной тематикой, начиная с истории Золотого и Серебряного века и до современной русской поэзии в Узбекистане и поэзии узбекских авторов. Уже сложился свой постоянный коллектив. Но в клубе-музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»  всегда рады новым гостям, среди которых стало больше молодёжи – волонтёров и учащихся подготовительных курсов при Российском Центре Науки и Культуры.
Современная экспозиция музея

В клубе-музее часто бывают гости из ближнего и дальнего зарубежья. В разное время интерес к клубу-музею проявили представители из Дании, Германии, Америки, Кореи. Вот одна из записей в «Книге отзывов»:
«6.03.2001 г.
Дорогая уважаемая Альбина Витольдовна!
Крайне обязан Вам за то, что Вы сочли возможным уделять мне столько много времени и внимания. И особенно за то, что с такой любовью к русской культуре и словесности рассказывали мне и моим коллегам о поэзии и жизни Анны Андреевны в эпоху эвакуации. У Вас замечательный музей с редчайшими экспонатами. Понимание значения творчества Ахматовой – явление неоценимой важности. Особенно важна оценка Ташкентского периода жизни и творчества Ахматовой. Дух периода замечательно подхвачен в Вашем музее. Дай Бог Вам многих лет – и Вам и Вашему музею.
С искренней благодарностью
Кит Оуэн Триббл,
професор русской литературы,
доктор филологических наук,
Оклахомский государственный университет (США)»
Были в клубе-музее гости из Ленинграда (тогда ещё), из города Пушкина, где училась Анна Ахматова в гимназии недалеко от Царско-Сельского (или Пушкинского) лицея. А в числе недавних гостей были представители из Минска, Киева, Парижа.
Информационный отдел Россотрудничества систематически информирует о планах и темах встреч, Евгений Скляревский в своих «Письмах о Ташкенте» освещает деятельность клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». Жизнь музея отражалась также в периодической печати Узбекистана.
Творческой группой клуба-музея  выпускается альманах «Мангалочий дворик», к марту 2015 года готовится к выпуску четвёртый номер, посвящённый памяти А.Ахматовой. 11 декабря 2014 года состоялась презентация очередного сборника поэтов Узбекистана «Под крылом Пегаса». Следующий, пятый номер этого сборника будет посвящён 1 апреля – Дню  юмора.
Новый адрес музея – ул.В.Вахидова, д.53: нужно доехать до гостиницы «Grand Mir» (старое название «Россия») и пройти по улице, на которой раньше располагался головной офис компании мобильной связи «COSCOM». Любую информацию о деятельности клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» можно узнать, позвонив по телефону 215-54-28.
Пятнадцать лет для музея – это мало или много? Сама Альбина Витольдовна Маркевич с улыбкой называет это «подростковым юбилеем клуба-музея». Пусть ещё не одно десятилетие в этом маленьком очаге истории культуры нашего города не перестает гореть пламя творчества и отдаётся дань памяти тем, кто эту историю писал своей жизнью.
Многие лета!

Елена Бурова.
Художественный руководитель проекта 
«Аудиокнига для детей и взрослых», режиссёр.


Комментариев нет:

Отправить комментарий