понедельник, 9 марта 2015 г.

Встречи в клубе-музее

«Мангалочий дворик,
Как дым твой горек
И как твой тополь высок…
Шехерезада
Идёт из сада…
Так вот ты какой, Восток!»
А. Ахматова. «Луна в зените».
Ташкент, 1942/44

Мое знакомство с экспозицией клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» состоялось вскоре после его открытия. В течение более десяти лет я участвовала в интереснейших заседаниях, проходивших в стенах этого уютного, приветливого, доброго дома. Среди экспонатов самым дорогим для меня стала фотография  юного Эдуарда Бабаева с его невестой Ларисой. Он здесь изображен в важный для него период вхождения в «назначенный круг».  Так случилось, что  профессор МГУ  Э.Г. Бабаев (1927-1995)  в мою студенческую пору (в середине семидесятых годов прошлого века) знакомил меня с Москвой на протяжении всего пешего маршрута от улицы Моховой, где располагался наш факультет журналистики, до своего дома на старом Арбате. В свои  15 лет уроженец  узбекской столицы и большой любитель русской литературы  был  гидом Анны Ахматовой в Ташкенте в 1943 году и часто посещал ее в «белом доме на улице Жуковской» вместе со своими друзьями Валентином Берестовым и Зоей Тумановой. 
Ахматова Эдику Бабаеву  доверила на хранение переписанную им самим детским школьным почерком рукопись «Поэмы без героя», а также свой автограф «Китежанки», над которыми она работала в Ташкенте. Ташкентский вариант оказался лучше, точнее её позднейших версий «Поэмы без героя», которую Ахматова закончила  в 1962 году.  Она писала её  двадцать два года.
Рассказы   Э.Г. Бабаева об Анне  Ахматовой легли в его изданную посмертно книгу «Воспоминания» (М., 2000.),   позднее подаренную мне дочерью Бабаева – Елизаветой. В ней он опубликовал наряду со своим серьёзным исследованием творчества А. Ахматовой переписку с ней. В главе «Море ясности» он  обращается к А. Ахматовой с таким признанием: «Я счастлив, что мне довелось встретиться с Вами и сохранить Вашу дружбу. Вы подали пример высокой ясности души, который никогда не проходил бесследно. Поэзия – властительница душ. Всё то, что может быть неясным в разговоре, что может быть обманчивым в делах, проходит испытание гармонией, которая одна только может приобщить  нас к необходимой стройности природы»1.  
Мои мемуары  о  любимом учителе «Прогулки по Москве»  вошли  фрагментарно  в сборник  текстов  лекций Э.Г. Бабаева и мемуаров друзей и выпускников факультета журналистики о  выдающемся педагоге, читавшем нам курс русской журналистики и литературы XIX века  – «Высокий мир аудиторий» .  Так,  спустя годы,  мы  снова оказались вместе с моим Учителем  на страницах книги из серии «Наше наследие». Этот раритет совершенно случайно попал мне в руки. Его подарила мне моя однокурсница Мила Шевченко на встрече выпускников МГУ в 2010 году.
Я была  частым посетителем и участником заседаний Общественного клуба-музея «Мангалочий дворик А. Ахматовой». В этом году музей перешагнул свой пятнадцатилетний юбилей, пополнился новыми поступлениями. При нём долгое время работали пять творческих объединений, образовались контакты с ИМЛИ им. Горького (Москва), с музеями А. Ахматовой в Санкт-Петербурге  - «Фонтанный дом» и «Серебряный век». 
Здесь состоялась презентация моей первой книги стихов «Близкое эхо» в 2003 году. Здесь я познакомилась   с Вадимом Муратхановым, Евгением Абдуллаевым, Алексеем Кирдяновым, Левоном Абрамяном, Татьяной Поповой, позднее Виктором Клепиковым, Александром Евсеевым и другими ташкентскими поэтами, а также композитором и исполнителем авторских песен Геннадием Арефьевым, написавшим более десяти песен на мои стихи. Здесь проходили прекрасные  незабываемые творческие вечера народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Именно здесь на протяжении   более 15 лет звучат стихи А. Ахматовой и поэтов  Серебряного века. Радостно видеть, что в наши дни  значительных политических и общественных перемен не иссякает интерес к  творчеству и выдающейся личности русского Поэта. Во многом, это заслуга А.В. Маркевич, неизменного общественного директора  музея «Мангалочий дворик», двери которого всегда открыты для любителей русской словесности.

Гуарик Багдасарова
Поэт, журналист

 1  Э. Бабаев. Воспоминания – Санкт-Петербург, 2000., с.76.
 2 Прогулки по Москве. -  «Близкое эхо» (Ташкент, 2006), с. 220

 3 «Надо читать трудные книги» - «Высокий мир аудиторий…».  - М.: Факультет журналистики  МГУ, 2008., с. 503

Комментариев нет:

Отправить комментарий