Ташкент. Конец лета 1970-го года. Театр «Современник» завершил
свои гастроли у нас, и, по традиции, коллектив замечательного театра был
приглашен на торжественный праздник в ресторан «Лаззат» для подведения итогов и
встречи с ташкентской театральной общественностью.
Атмосфера в ресторане, несмотря на
весёлую музыку и роскошный стол с вином, фруктами, национальными блюдами, была
тревожно напряжённой. Все знали, что в эти дни решался вопрос о переходе Олега
Ефремова из родного театра во МХАТ.
Так получилось, что я и мои сослуживцы
по театральному институту сидели напротив Андрея Мягкова, который был окружен
замечательными актрисами театра. Он, уделяя им внимание, не забывал и нас, так
как на нашей стороне близко других мужчин не было: что-то спрашивал, подливал
вино, видимо, желая снять напряжение.
Во главе стола расположился Олег
Ефремов, которому почему-то не сиделось, и он часто, извиняясь, уходил к
телефону, ожидая связи с Москвой.
Но вот появился председатель Узбекистанского
театрального общества Рахим Кариев с группой ташкентских актёров. Произнеся
благодарственные речи, достали традиционные подарки. Прекрасный узбекский халат
и тюбетейку надели на встревоженного режиссёра, сервиз вручили актёрам под
аплодисменты сидевших за столом.
Халат Ефремову пришёлся в пору, а
тюбетейку, он лихо сдвинул к затылку. Но и это событие не смягчило обстановки.
Он снова куда-то удалился, а в зале сменяли одна другую современные мелодии.
Зазвучала песня «Эти глаза напротив». Мягков
поднял бокал и сказал:
- Выпьем за эти глаза напротив, - и
протянул ко мне свой бокал. Мы чокнулись, все засмеялись.
Я смутилась, поблагодарила и
подумала: «Неужели он не забыл нашу случайную встречу в Ленинграде?»
Тогда я, запыхавшись и надеясь на
чудо, примчалась к началу спектакля «Голый король», которым «Современник»
закрывал свои летние гастроли в Ленинграде. Билета не было. Вдруг на крыльце
появился Андрей Мягков.
- Нет ли у вас лишнего билетика? -
спросил он у меня. - Вот-вот могут подойти друзья, и будет неловко. Но все
контрамарки уже раздал, не осталось ничего, а они должны подойти.
Я ответила, что сама жду лишненький
билетик, но если такой окажется, без колебаний уступлю его друзьям актёра. Он
благодарно усмехнулся, быстро походил по крыльцу и вскрикнул: «Больше не могу
ждать, наверное, они не придут. А вам спасибо!»
- Может, дождусь, - сказала я.
Он устремился к двери. Ни билетиков,
ни друзей Мягкова я не дождалась.
И вот столько лет спустя вдруг такое
внимание от становившегося всё известней прекрасного артиста.
У стола снова появился Олег Ефремов, уже
без халата и тюбетейки, и попросил внимания. Очень нервничая, как-то смущённо, он
сообщил, что по телефону дал, наконец, согласие перейти во МХАТ. Над столом
повисла тягостная тишина.
Потом кто-то что-то сказал, зашумели,
заговорили, а он, махнув рукой, быстро вышел из зала.
По программе этой встречи в маленьком
зале должен был состояться лёгкий концерт для собравшихся, но всем было не до
того.
Однако Олег Даль и Елена Козелькова предложили:
- Оставайтесь, мы исполним дуэт из
спектакля «Вкус черешни».
Перед тем как выйти на сцену, Олег
нагнулся над сидящим, согнувшись, в глубоком кресле Валентином Никулиным и
сказал:
- Валь, следующий ты.
Тот его тихо куда-то послал и, резко мотнув
головой, произнёс: «Отстань, не могу!»
Но остался сидеть.
Дуэт прозвучал блистательно,
сопровождался лёгким танцем, заслужил горячие аплодисменты немногочисленной
публики.
На этом концерт и завершился. Все
разошлись. Я, поговорив с давними знакомыми из Театрального общества, вышла на
Жуковскую. На улице стояли Олег и Елена, явно чего-то ища. Я подошла и
спросила: «Могу ли вам помочь?»
- Да, - ответил Даль, - где тут гастроном? Выпить хочется.
- Идёмте, это близко. На Пушкинской у
нас замечательный гастроном «Москва».
- А спиртное там бывает?
- Конечно!
Мы перешли дорогу и двинулись в нужном
направлении. Это было так близко и так быстро, что не могу вспомнить, о чём они
говорили. Скорее всего, о случившемся, которое так потрясло всех и долго потом
сказывалось на судьбе театра и его создателей. Они, попрощавшись, нырнули в
гастроном.
А я отправилась дальше, унося в себе
одновременно радость от встречи с прекрасными актёрами и тревогу за их
дальнейшую судьбу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий