С
Яшей мы встретились у входа в подвал студенческого общежития во дворе
Ташкентского Театрально-художественного института. Здесь он готовил свою
дипломную работу – огромную голову
Бетховена Я работала лаборантом на
кафедре искусствознания, одновременно являясь студенткой-заочницей
Ленинградского института живописи, графики,
скульптуры и архитектуры
им. И.Е.Репина. Для очередной курсовой работы подбирала тему, а
В.Л.Лаковская посоветовала обратить внимание на
талантливого молодого скульптора.
С
этой встречи началось наше многолетнее творческое содружество. С блеском закончив институт, Яша сменил
несколько раз мастерские, пока не выстроил
очень удобный двухэтажный коттедж с уютным внутренним двориком, где и
жил с семьёй, и работал. А я много позже написала о нём не курсовую, а
дипломную работу.
Теперь
его произведения – всемирно признанные шедевры.
Среди
них мне особенно дороги «Ручеёк», «Там-там», «Машраб» – может быть, потому, что
позже он занялся монументальной скульптурой, посвящённой М.Горькому,
Х.Алимджану, Шота Руставели. Каждая из них
была и остается прекрасной данью великим людям. Но его станковая лирика
раньше пленила моё воображение.
Нежная
девушка, почти ещё девочка, склонившаяся над родником и пьющая с ладоней такую же, как сама, чистейшую воду. Изящная фигурка будто слегка дрожит от
прохлады и вся сияет, освещенная ранним солнцем. Такому впечатлению
способствует приём, найденный Шапиро и создающий импрессионистский эффект игры
света. Тоненькое тело девушки он не сглаживает по поверхности, а покрывает мягкими
«пятачками», края которых, преломляя свет, оживляют фигурку, создают ощущение
движения, трепетности. Скульптура
называется «Ручеёк». Теперь она стала ценнейшей частью экспозиции
Государственного музея изобразительных искусств. Я не раз
видела, как около неё надолго останавливаются посетители.
А другая великолепная скульптура «Там-там»
заставляет обходить её по кругу.
Изящный, но мускулистый негр, играющий
на там-таме, зажатом между коленями, вытянул к инструменту напряжённые руки с
тонкими чуткими пальцами, откинул назад голову и полузакрыл глаза. Он весь в
музыке.
А
при движении вокруг скульптуры можно заметить, как все изломы линий тела музыканта,
меняясь, передают ритмы, которыми упивается исполнитель, увлекая и нас своим мастерством. И мастерством своего
создателя.
За
долгие годы знакомства с Яковом Шапиро я с радостью встречала появление новых
его творений.
Однажды
в мастерской у Яши я познакомилась с героем замечательного комплекса на Площади Космонавтов. Случайно мы с племянником Максимом заглянули
в мастерскую Яши на огонёк. Открыв дверь, он засмеялся и сказал: «Ну, вам
повезло! У меня гостит Володя Джанибеков. Заходите, заходите, понакомитесь!» Зашли, познакомились. Перед
нами стоял выше среднего роста, крепко сложенный, очень русский, красивый
человек с правильными чертами лица, с русыми волосами и светлыми глазами, с
доброжелательной улыбкой и внимательным взглядом. Разговорившись, я напомнила
ему о его первой учительнице Любови Семеновне Романенко, у которой он учился
с первого по четвертый класс.
Засмеявшись, он признался, что при встрече с учителями в школе№50
он не сразу обратил на нее внимание, потому что знал ее как Белавину, а не как Романенко.
Исправляя ошибку, признался, что многому у нее научился за те четыре года и
навсегда благодарен ей. Я с
удовольствием сообщила, что мы с ней много лет дружим.
Яша,
вступив в наш разговор, сказал, что, бывая в Ташкенте, Володя всегда
останавливается у него, так как здесь ему хорошо работается над своими
картинами. Владимир Александрович пригласил посмотреть свою космическую
живопись. Картины стояли в глубине огромной мастерской. Около них уже бродил
Максим.
Мы
с Владимиром Александровичем двинулись от одного полотна к другому. Это были
космические пейзажи необыкновенной расцветки. Стоя рядом с настоящим
космонавтом в окружении его картин, я была взволнована и почти ощутила дыхание
космоса, идущее от живописи. На одной из
картин три космонавта, идущие к космическому аппарату, мне показались несколько уплощенными и, когда я
осмелилась сказать об этом Владимиру Александровичу, он объяснил: «Я так их вижу!» Закончилось наше первое свидание
общим чаепитием. Второй раз мне довелось встретиться с великим космонавтом там
же, когда он уже был в чине генерала, и приветствовал он меня, как давнюю
знакомую. Он был огорчен происходящими в стране переменами.
Якову
Шапиро, несомненно, удалось передать живые черты Джанибекова, его естественное
величие и при этом – простоту и доброту общения.
А с Яшей наше знакомство всегда
сопровождалось рассматриванием его новых работ, он с интересом прислушивался к
моим впечатлениям от них. А впечатления всегда были разнообразны и удивительны.
И его композиция, сделанная для Бухары – Насреддин на ослике, – и небольшого
размера, но выглядевшая монументально фигура национального борца-силача, и
величественная скульптура Шота Руставели, и многие другие прекрасные
произведения большого мастера... Хоть сам Яков Шапиро не велик ростом, но хорош собой, мускулист, крепко сложен. Работа над скульптурой требует от ваятеля
гигантских сил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий