Рождение
и жизнь клуба-музея
«Мангалочий
дворик А.Ахматовой»
Азиатской
прабабки имя
На себя и на
нас надела,
Наградила
стихами своими,
Анной Первой
остаться посмела.
А.Маркевич.
Степенная
немолодая, но статная дама держит за руку девчушку лет пяти и что-то
рассказывает ей, направляясь к скверу. Здесь растут тополя, образуя аллеи, и
карагачи, создающие плотную тень и прохладу. Дама наклоняется к своей милой
спутнице и, крепко сжав ее ручонку, торжественно произносит:
–
Посмотри, это тополя. Таких нет нигде в мире. Запомни! – и снова сжимает
маленькую ладошку.
И
до седых волос эта девочка помнит завет великой женщины – тогда ленинградской
блокадницы, поэта Анны Андреевны Ахматовой. А девочку зовут Наташа Зойко. Ее
мама, Софья Аркадьевна Журавская, иногда оставляла дочь на попечение знаменитой
соседки, уходя на работу в Наркопмрос. Там она возглавляла комиссию по
благоустройству эвакуированных детей. Это и привело обеих женщин к долгим
доверительным отношениям. Известно по воспоминаниям об А.Ахматовой, как она
заботливо относилась к детям. Рассказывая об этом, Наталья Георгиевна, уже
кандидат искусствоведения, взволнованно протягивает мне левую руку и
произносит:
–
Вот, эта рука помнит ее крепкое пожатие.
Встретились
мы с Натальей Георгиевной Зайко в музее С.Есенина, когда в Литературной
гостиной «Серебряный век» я подготовила
и провела праздник, посвященный 100-летию со дня рождения А.Ахматовой, и
постаралась собрать тех, кто так или иначе был знаком с Анной Андреевной в годы
ее эвакуации в Ташкент.
Так
сложилось, что на праздник пришли и Хулькар Хамидовна Амимджан, дочь знаменитых
узбекских поэтов Х.Алимджана и Зульфии, и известная журналистка Лия Бережных, и
знаток поэзии Серебряного века филолог Вадим Фомичев. Среди собравшихся была и
Н.Г. Зайко.
Возник
серьезный разговор о необходимости сделать все для открытия в Ташкенте музея
А.Ахматовой. Л. Бережных, недавно организовавшая при Доме пионеров музей, посвященный
«ташкентским мальчишкам», погибшим в годы Великой Отечественной войны, выразила
готовность заняться сбором материалов и об Анне Ахматовой. Она принялась за
дело очень активно. Вместе с молодым филологом Каиповой они съездили в Москву,
Ленинград. Но, видимо, что-то пошло не так. Л.Бережных скончалась, Каипова
стала мамой, и надолго все затихло.
И
вот эта новая встреча с Натальей Георгиевной на остановке автобуса. Она
огорчилась, что дело заглохло, и сказала, что могла бы поделиться архивами
своей мамы для будущего музея, если кто-то займется этим святым для нее делом.
Я в это время лишилась возможности работать в дорогом мне музее Есенина и была
относительно свободный пенсионер-общественник в РКЦ Уз. Разговорились, она и
поведала мне об ахматовской любви к ташкентским тополям. А это всколыхнуло и
мою память о мамином пении романса на стихи Ахматовой «Сероглазый король», о
встрече с ней в военном госпитале в 1942 году и ее чтении своих стихов раненым,
и о печальном отпевании ее в соборе Николы Морского в Ленинграде в 1966 году,
где мне довелось с ней попрощаться. Все как-то очень закономерно совпало с тем,
что давно было задумано и ждало своего часа.
Наталья
Георгиевна по своим семейным делам на два года должна была уехать, но твердо
пообещала, вернувшись, принять активное участие в проекте, поделившись семейным
архивом.
За
время ее отсутствия я занялась подготовкой Пушкинского 200-летнего юбилея в
рамках работы Русского культурного центра.
После
возвращения в Ташкент, исполняя свое обещание встретиться со мной, Наталья
Георгиевна пригласила меня к себе.
Долгая и незабываемая беседа, которая сопровождалась показом фотографий, писем,
документов, завершилась тем, что Наталья Георгиевна, отложив приготовленные для
Фонтанного дома (ленинградский музей поэта)
материалы, другую группу документов предложила для
фонда будущего ташкентского музея. Эти сокровища она подвинула ко мне. У
меня, как говорится, «от радости в зобу дыханье спёрло». Растерявшись, я
предложила ей ещё раз взвесить своё решение, но она сказала, что готовилась к
встрече со мной и рада помочь нашему благородному начинанию, да ещё извинилась
за то, что большую часть передаёт государственному музею, так как там уже
узаконенно гарантирована сохранность
архива, а наша судьба ещё не вполне определена.
Так
было положено начало осуществлению замысла нашего тогда небольшого круга
ахматовцев, членов инициативной группы при Русском культурном центре
Узбекистана.
При
поддержке С.И.Зинина, председателя РКЦ, наша группа открыла Клуб поклонников
поэзии Анны Ахматовой.Это Вадим Владимирович Фомичёв – филолог, знаток поэзии
Серебряного века, лектор, фотограф, сотрудничавший со мной со времени создания
музея С.Есенина. В нашем коллективе важное место занимали современники поэта,
знакомые с ней – З.А.Туманова, поэт,
переводчик, писатель, Д.А. Рашиди – кандидат музыковедения, Хулькар Хамидовна
Алимджанова – кандидат филологических наук, преподаватель ТашГУ, Н.Г.Зайко – кандидат искусствоведения.
Активными
членами нашего объединения были поэты Э.Усманов, А.Курышев, Дмитрий Черников и
самый юный из них Александр Грищенко – ученик школы № 110, поэт, участник
Пушкинского юбилейного праздника.
Заседания
нашего клуба проходили в Доме-музее М.Ашрафи раз в неделю, по четвергам.
И
снова стечение обстоятельств: 200 лет
А.С.Пушкину и 110 лет Анне Ахматовой.
Оба дня рождения в июне. Широко по всей республике праздновалась пушкинская дата. А мы в начале
сентября организовали большой
ахматовский юбилейный концерт, а в ноябре открыли выставку «Анна Ахматова.
Ташкент. Ташкентцы. 1941-44 годы и далее».
Разместилась
наша выставка в Республиканском интернациональном культурном центре. За месяц
её посетили около пяти тысяч человек, что подтвердило интерес к поэзии и личности
Анны Ахматовой не только у ташкентцев, а и у разнообразных гостей столицы.
На
выставке демонстрировалось, кроме даров Н.Г.Зайко, еще и то, что мне удалось
добыть в Москве и Ленинграде, да и ташкентцы помогли восстановить атмосферу
жизни в годы войны.
И
новое стечение счастливых обстоятельств. Узнав о моих поисках помещения для
музея, мой брат Ю.В.Маркевич обратился
к своему доброму знакомому Анатолию Степановичу Управителеву, директору Дворца
культуры тракторного завода (ДК ТТЗ), предложив ему сотрудничество со мной. Я
была знакома с Анатолием Степановичем и раньше, благодаря его участию в работе
Русского культурного центра. Во дворце я подготовила и провела при участии
актёров Молодёжного театра вторую в Ташкенте Широкую масленицу.
Мы
встретились, чтобы решить, будет ли удобно расположить общественный музей на
территории дворца. Оказалось, что это взаимовыгодный проект. Наш музей мог бы
выполнять культурно-просветительскую работу для дворца, а дворец предоставлял
нам помещение за сравнительно доступную
арендную плату, от которой через 3 года нас освободили до 2010 года. Так
началась подготовка к открытию клуба-музея, получившего название «Мангалочий
дворик» по ахматовской строчке из стихотворения, написанного ею в Ташкенте.
Учредителями его стали председатель РКЦ Узбекистана С.И.Зинин и директор ДК ТТЗ А.С.Управителев
по согласованию с Управлением завода. Наше начинание было благосклонно принято
Российским посольством и Россотрудничеством в Узбекистане.
К
оформлению полученного зала я пригласила бывших своих студентов – художников
Ларису Утешеву, Ривката Азиханова, Анну Донец. Активно помогали в создании
экспозиции Алексей Торопцов, Александр Грищенко и другие члены нашего дружного
актива. Открытие нашего детища состоялось 18 декабря 1999 года. Мы успели
уложиться в юбилейный год любимого поэта - Анны Ахматовой. Так же, как и
выставка, экспозиция включала в себя главным образом годы пребывания Анны
Андреевны Ахматовой в Ташкенте (9 ноября 1941 - 15 мая 1944 гг.) Из музея С. Есенина сюда перешли
действовавшие там клубы: «В мире прекрасного» (руководитель А.В. Маркевич),
Литературная гостиная «Серебряный век» (руководитель В.В. Фомичев), Клуб поэзии
театра и музыки им. В.Высоцкого (руководитель А. Торопцов) и творческое
объединение «Под крылом Пегаса», в работе которого попеременно участвовали
Вадим Муратханов, Евгений Абдуллаев, Бах Ахмедов и позже другие поэты
по моему приглашению.
Кроме
работы клубов, мы проводили экскурсии, юбилейные вечера замечательных поэтов
Золотого и Серебряного века и современных поэтов Ташкента, таких, как А.А.
Файнберг, Л. Бакирова, В.Баграмов. Позже
состоялись творческие встречи с поэтами Викой Осадченко, Алиной Дадаевой, Бахом
Ахмедовым, Н.Д.Ильиным, Г.Кимом, Л.Абрамян, А.Кирдяновым и другими, ставшими
нашими друзьями.
Украшением
встреч были выступления прекрасных пианистов и вокалистов из консерватории. Это
Инна Абдуллаева, И.Г.Галущенко, П.Борисов, Г.Дмитриев, Галина Ерошина,
П.Семизвонкина. Кроме того, мы не забывали и наших узбекистанских мастеров
слова и посвящали свои встречи А. Навои,
Х.Алимджану, Зульфие и персидским поэтам Омару Хайяму и Фирдоуси. Позже, в 2003
году, подружившийся с нами композитор и певец Геннадий Степанович Арефьев
создал свой клуб «Соло» и сотрудничает с нами до сих пор.
Вся
эта работа оказалась привлекательной для ташкентцев, несмотря на
«географическую» отдаленность. К нам в
гости приезжали поклонники поэзии из Чирчика, Янгиюля и даже из России и
дальнего зарубежья. Наряду с проводимыми встречами, при поддержке С.И.Зинина, я
организовала выпуск альманахов «Под крылом Пегаса» и «Мангалочий дворик»,
издаваемых небольшим тиражом на правах рукописи. Постоянным автором альманахов
была доктор филологических наук
А.Н.Давшан.
В
активе ахматовцев по-прежнему присутствуют В.Фомичев, О.Г.Бордовский, есть
пополнение замечательных соратников - таких, как Р.Крапаней, И.Парамонова,
С.Слонов. Появилось немало молодежи.
С
2002 года по предложению поэтессы Маргариты Тарсиной мы включили в свою
программу участие в Международных Цветаевских кострах, что отмечено в
выпущенном Московским музеем Цветаевой сборнике, посвященном этой традиции.
Нашему примеру последовали и филологи Бухары. Несомненно, тем, что могло
привлечь интерес и внимание литературной общественности, стала традиция встреч
у памятника Пушкину (6 июня, 19 октября и 10 февраля). А также Есенинские
литературно-музыкальные вечера (3 октября,
28 декабря и 14 мая). Так мы прожили во дворце культуры 14 лет, а свое
15-летие отметили уже на новом месте, в Российском центре науки и культуры, где
нам предоставлено помещение для новой экспозиции. Это событие осуществилось с
благословения митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, Главы
Среднеазиатского митрополичьего округа,
освятившего наш «Мангалочий дворик А.Ахматовой». Спасибо его святейшеству
за способность вовремя прийти на помощь и благословить на продолжение жизни и
дела.
Вся
наша работа поддержена руководством РЦНК и отмечена почетными грамотами. В 2013
году в Российском посольстве мне была вручена медаль Пушкина.
Здравствуйте Альбина. Я веду исследование из города Санкт-Петербурга, оно посвящено жизни С.А. Журавской(мамы Н.Г. Зайко). Такое задание получила от дома-музея А.А. Ахматовой "Фонтанный дом". Очень хочу с вами связаться. Прошу помощи в благородном деле.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Уважаемая Татьяна, получив Ваше послание, должна сказать, что, видимо, по Вашему поручению ко мне обратился молодой человек, и мы договорились встретиться, чтобы он мог сфотографировать, вероятно, интересующие Вас экспонаты. Но по какой-то причине он не дал о себе знать, хотя я его ждала.
УдалитьВаша просьба оказать Вам помощь нуждается в уточнении - что именно Вас интересует. Сообщаю Вам о том, что Наталья Георгиевна Зайко, дочь С. А. Журавской, большую часть архива своей матери переслала в "Фонтанный дом", оставив нам очень дорогие для нас свидетельства знакомства с А. А. Ахматовой, но в значительно меньшем количестве. Обращались ли Вы в архив Музея А. Ахматовой на Фонтанке? Конкретизируйте, чем могу помочь Вам я в добавление к найденным там материалам - мои, преимущественно, вторичны.
Очень благодарна Вам за проявленный интерес к информации об Анне Андреевне.
С искренним уважением, Альбина Витольдовна.
P. S. Сообщите, пожалуйста, причины Вашей заинтересованности и Ваш статус.