Встреча с творчеством Сергея Есенина в конференц-зале РЦНК Уз открывалась мелодичным звучанием песен на его стихи и видео-панорамой села Константиново Рязанской области – родины великого русского поэта. Они позволили участникам и гостям литературно-музыкального вечера проникнуться не только мелодичной поэзией С.А. Есенина, но ощутить себя неотъемлемой частью природы, которая послужила источником вдохновения поэта и помогла ему воплотить в жизнь свои неповторимые творческие замыслы.
Организаторы вечера – руководитель клуба «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» А.В. Маркевич и заведующая библиотекой РЦНК Н.В. Горбунова - подготовили с помощью молодых курсантов – учащихся колледжей, дополнительно обучающихся здесь гуманитарным наукам, обширную просветительскую программу, связанную с жизнью и поэтическим творчеством Сергея Александровича Есенина (1895-1925).
А. В. Маркевич рассказала о страницах жизни С. Есенина.
В 1915 году С. Есенин из Москвы приехал в Петроград, где встретился с Александром Блоком и прочел ему свои стихи. Первый поэт революционной России, её «трагический тенор» (А. Ахматова) высоко оценил и написал поэту, прозаику, драматургу, критику Сергею Городецкому: «Приласкайте молодой талант. В кармане у него рубль, а в душе богатство». В 1916 году выходит первый сборник стихотворений С. Есенина – «Радуница». Критики с восторгом приняли этот сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Мечта крестьянского поэта из глубокой российской провинции сбылась. Его признали, его читают, его любят. Популярность С. Есенина была безгранична. И несмотря на гонения сталинским режимом, есенинская поэзия звучала в каждом доме и даже в лагерях ГУЛАГА. А когда поэт был признан советскими властями и вознесен на литературный Олимп, любовь к его стихам приняла поистине народные масштабы.
А.В. Маркевич подробно рассказала о пребывании Сергея Есенина в Ташкенте в мае 1921 г, о «ташкентской родовой веточке Есениных», о своих встречах с дочерью Сергея Есенина – Татьяной Сергеевной Есениной, которая прожила в Ташкенте больше полувека и принимала активное участие в создании есенинского музея в Ташкенте. А.В. Маркевич прочитала посвящение С. Есенина своей дочери: «Голубая да весёлая страна».
Он горел и в стихах, и в жизни, и в любви. В личной жизни поэта было много увлечений, но только избранные женщины оставили глубокий след в его судьбе и творчестве: Зинаида Райх, Айседора Дункан, Софья Толстая. Надежда Вольпин, Августина Миклошевская, Галина Бениславская.
В программе прозвучали лучшие стихи русского поэта о природе, любви, дружбе в исполнении самих курсантов: «Русь», «Русь Советская», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы», «Письмо матери», «Ты запой мне ту песню», посвящение А. Ширяевцу «Мы теперь уходим понемногу», посвящение Айседоре Дункан «Я помню, любимая, помню…» и многие другие.
Рассказывают, однажды кто-то на его творческом вечере написал оскорбительную заметку, назвав его стихи «литературным хулиганством», но поэт не обиделся, а тут же сочинил: «Плюйся, ветер, охапками листьев, я такой же, как ты, хулиган…». Стихотворение пользовалось огромным успехом у публики и принесло ему сомнительную славу. Вскоре появились поэма «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая».
Высокая поэзия С. Есенина, прозвучавшая на вечере в РЦНК, несмотря на живучее огульное мнение о С. Есенине как поэте-хулигане, ещё раз подтвердила точные слова А.М. Горького о том, что «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный Природой исключительно для поэзии». И действительно, ни один поэт ни до, ни после Есенина так не исповедовался в своих стихах, не выворачивал душу наизнанку настолько безжалостно и откровенно… Поэзия для него самого была смыслом всей его короткой жизни, так как он пел не голосом, а кровью сердца:
Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Эту характерную особенность унаследовал наш современник Вл. Высоцкий, которому была очень близка поэзия С. Есенина в целом и особенно образ Хлопуши из его поэмы «Пугачёв», которую Есенин завершил в Ташкенте. Не случайно в 1973 году Московский театр на Таганке привёз этот спектакль режиссёра Ю. Любимова в узбекскую столицу.
На вечере был показан видеофрагмент из этого замечательного спектакля – монолог Хлопуши в исполнении В. Высоцкого. Многие на вечере впервые услышали фонограмму голоса С. Есенина, читавшего «Я покинул родимый дом». Сохранилась также фонограмма голоса С. Есенина, декламирующего монолог Хлопуши из его поэмы «Пугачёв»: «Я хочу видеть этого человека…». Если сравнить чтение С. Есенина и исполнение В. Высоцкого того же монолога – можно найти общее драматическое, лучше сказать, трагическое озвучивание текста - на разрыв аорты.
Программу украсило выступление заслуженного работника культуры Уз. Павла Борисова, давнего друга клуба «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». Он проникновенно своим бархатным баритоном исполнил романс «Никогда я не был на Босфоре» из цикла «Персидские мотивы» С. Есенина и свои песни из нового альбома на стихи Раима Фархади, Геннадия Серебрякова и Рано Кравцовой. В новых песнях доверительно прозвучал отголосок проникновенной до глубины души есенинской лирики и вызвал не только овацию в зале, но и слёзы на глазах у зрителей.
Приятным сюрпризом для всех стало выступление лауреата международного фестиваля авторской песни «Осенний аккорд-2014» Ярослава Корочкина. Он исполнил песню под гитару «Отчего луна так светит тускло на сады и стены Хорасана?…» из самого лирического цикла «Персидские мотивы» С. Есенина.
Завершилась литературно-музыкальная программа, посвящённая Дню рождения С. Есенина, красочным видеоклипом: «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…». Все собравшиеся зрители подпевали знакомые слова любимой песни, не сдерживая своих слёз, – те, кто очень хорошо знал поэзию С. Есенина и кто, возможно, так глубоко и разносторонне, прикоснулся к ней впервые,
В заключение вечера Н.В. Горбунова ознакомила поклонников русской поэзии с насыщенной литературной программой на октябрь и пригласила всех на традиционные «Цветаевские костры», которые пройдут во дворе РКЦ девятого октября этого года.
Гуарик Багдасарова
В 1915 году С. Есенин из Москвы приехал в Петроград, где встретился с Александром Блоком и прочел ему свои стихи. Первый поэт революционной России, её «трагический тенор» (А. Ахматова) высоко оценил и написал поэту, прозаику, драматургу, критику Сергею Городецкому: «Приласкайте молодой талант. В кармане у него рубль, а в душе богатство». В 1916 году выходит первый сборник стихотворений С. Есенина – «Радуница». Критики с восторгом приняли этот сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Мечта крестьянского поэта из глубокой российской провинции сбылась. Его признали, его читают, его любят. Популярность С. Есенина была безгранична. И несмотря на гонения сталинским режимом, есенинская поэзия звучала в каждом доме и даже в лагерях ГУЛАГА. А когда поэт был признан советскими властями и вознесен на литературный Олимп, любовь к его стихам приняла поистине народные масштабы.
А.В. Маркевич подробно рассказала о пребывании Сергея Есенина в Ташкенте в мае 1921 г, о «ташкентской родовой веточке Есениных», о своих встречах с дочерью Сергея Есенина – Татьяной Сергеевной Есениной, которая прожила в Ташкенте больше полувека и принимала активное участие в создании есенинского музея в Ташкенте. А.В. Маркевич прочитала посвящение С. Есенина своей дочери: «Голубая да весёлая страна».
Он горел и в стихах, и в жизни, и в любви. В личной жизни поэта было много увлечений, но только избранные женщины оставили глубокий след в его судьбе и творчестве: Зинаида Райх, Айседора Дункан, Софья Толстая. Надежда Вольпин, Августина Миклошевская, Галина Бениславская.
В программе прозвучали лучшие стихи русского поэта о природе, любви, дружбе в исполнении самих курсантов: «Русь», «Русь Советская», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы», «Письмо матери», «Ты запой мне ту песню», посвящение А. Ширяевцу «Мы теперь уходим понемногу», посвящение Айседоре Дункан «Я помню, любимая, помню…» и многие другие.
Рассказывают, однажды кто-то на его творческом вечере написал оскорбительную заметку, назвав его стихи «литературным хулиганством», но поэт не обиделся, а тут же сочинил: «Плюйся, ветер, охапками листьев, я такой же, как ты, хулиган…». Стихотворение пользовалось огромным успехом у публики и принесло ему сомнительную славу. Вскоре появились поэма «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая».
Высокая поэзия С. Есенина, прозвучавшая на вечере в РЦНК, несмотря на живучее огульное мнение о С. Есенине как поэте-хулигане, ещё раз подтвердила точные слова А.М. Горького о том, что «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный Природой исключительно для поэзии». И действительно, ни один поэт ни до, ни после Есенина так не исповедовался в своих стихах, не выворачивал душу наизнанку настолько безжалостно и откровенно… Поэзия для него самого была смыслом всей его короткой жизни, так как он пел не голосом, а кровью сердца:
Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Эту характерную особенность унаследовал наш современник Вл. Высоцкий, которому была очень близка поэзия С. Есенина в целом и особенно образ Хлопуши из его поэмы «Пугачёв», которую Есенин завершил в Ташкенте. Не случайно в 1973 году Московский театр на Таганке привёз этот спектакль режиссёра Ю. Любимова в узбекскую столицу.
На вечере был показан видеофрагмент из этого замечательного спектакля – монолог Хлопуши в исполнении В. Высоцкого. Многие на вечере впервые услышали фонограмму голоса С. Есенина, читавшего «Я покинул родимый дом». Сохранилась также фонограмма голоса С. Есенина, декламирующего монолог Хлопуши из его поэмы «Пугачёв»: «Я хочу видеть этого человека…». Если сравнить чтение С. Есенина и исполнение В. Высоцкого того же монолога – можно найти общее драматическое, лучше сказать, трагическое озвучивание текста - на разрыв аорты.
Программу украсило выступление заслуженного работника культуры Уз. Павла Борисова, давнего друга клуба «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». Он проникновенно своим бархатным баритоном исполнил романс «Никогда я не был на Босфоре» из цикла «Персидские мотивы» С. Есенина и свои песни из нового альбома на стихи Раима Фархади, Геннадия Серебрякова и Рано Кравцовой. В новых песнях доверительно прозвучал отголосок проникновенной до глубины души есенинской лирики и вызвал не только овацию в зале, но и слёзы на глазах у зрителей.
Приятным сюрпризом для всех стало выступление лауреата международного фестиваля авторской песни «Осенний аккорд-2014» Ярослава Корочкина. Он исполнил песню под гитару «Отчего луна так светит тускло на сады и стены Хорасана?…» из самого лирического цикла «Персидские мотивы» С. Есенина.
Завершилась литературно-музыкальная программа, посвящённая Дню рождения С. Есенина, красочным видеоклипом: «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…». Все собравшиеся зрители подпевали знакомые слова любимой песни, не сдерживая своих слёз, – те, кто очень хорошо знал поэзию С. Есенина и кто, возможно, так глубоко и разносторонне, прикоснулся к ней впервые,
В заключение вечера Н.В. Горбунова ознакомила поклонников русской поэзии с насыщенной литературной программой на октябрь и пригласила всех на традиционные «Цветаевские костры», которые пройдут во дворе РКЦ девятого октября этого года.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий