4. «Каждый труд благослови, удача»
И снова проливной, но уже осенний
дождь. Стою на остановке «Дархан». Ба! Старая знакомая, воспитательница моего
брата в детском саду, Людочка Гуськова. Теперь
она, оказывается, завуч школы им. Омара Хайяма,
что на Актепе, рядом с улицей им. С.Есенина. Все
кстати. Рассказываю ей о поисках помещения под музей, и она предлагает:
– Приезжай-ка в школу. Вероятно, мы
найдем для вас место.
Еду. Читаю для педагогов и
старшеклассников лекцию «С. Есенин в Ташкенте». Получаю согласие директора,
которое следует закрепить решением райОНО и в городском и районном отделах
культуры. По этим адресам отправляется Вадим. Он и С.И. Зинин сомневаются в
целесообразности размещать музей так далеко от центра, да и ограничивать его
статусом школьного музея. Я, Гласс и Тартаковский настаиваем, так как это
первый формирующий этап, от которого можно переходить к следующему.
А это надо было видеть: в
освободившийся от спортивных снарядов и паутины спортзал Зинин с Тартаковким,
Валентин Артишевский с Вадимом и я с завхозом затаскиваем трубы, пытаемся
закрепить их на стенах, чтобы на них подвешивать картины и планшеты с
фотографиями для первой выставки к 3
октября 1977 года, дню рождения поэта. Прибили, развесили. Неуютность
полупустого зала чуть-чуть скрашивают стеклянные витрины, присланные из
Бухарского АРКа благодаря хлопотам Гласса и поддержке Ф.М. Ашрафи, замминистра
культуры, архитектора, школьного друга С.И. Зинина. Он знал о давнем зининском
увлечении Есениным и организованной им в 1975 году замечательной
юбилейной выставке в ОДО.
И как гром среди ясного неба – пожар
в ТЮЗе! Зал отдают под имущество погорельцев. Мечусь по Ташкенту в поисках
пристанища. Приняли временно в библиотеке им. Есенина. При перевозке Вадим не
удержал витрины – две раскололись. Ищу стекла. На работе выговор за пропуски
рабочих дней. Проходит год. 17 февраля 1978 года скончался отец Вадима – Виктор
Федорович Николюк, известный ученый-микробиолог, чью научную статью в
издательстве «Фан» редактировала Т.С. Есенина, удивив его доскональной
точностью своих замечаний.
Райотдел культуры. М.А. Ханонянц
приглашает нас на лекции по линии общества «Знание» в парки и дома культуры.
Книголюбы – в школы и на предприятия. Заработанные деньги собираю для нужд
музея. В приемную Ш. Рашидова нами, инициативной группой, передано письмо о
создании музея, составленное мной и Глассом. Дошли слухи, что идея одобрена, но
ничего в подтверждение не дано. Стали поступать тормозящие наше дело
предложения о создании общего музея русской культуры им. С.Есенина. Споры,
нервы. Едем с поэтом Э. Вахидовым смотреть дом Михайловых (Первомайская, 4),
где три раза побывал Есенин. И место хорошее, и прямая связь с поэтом, но в
ГлавАПУ нам ответили, что на этом месте будет строиться библиотека им. Навои.
Теперь там выситься голубая гостиница «Шаратон».
И вновь счастливый случай: встреча с
директором Дворца культуры им. Луначарского Хамидом Джалиловичем Джалиловым.
Театровед, помнит мои лекции в ТТХИ им. Островского, считает меня своим
учителем. Почтителен, отзывчив. Не очень уверенно они с М.А. Ханонянц
предлагают нам с Вадимом посмотреть
филиал Дворца культуры
на Высоковольтном массиве – трехкомнатную секцию на первом этаже в доме
№ 123 около Института культуры.
Весь 1980 год уходит на
ремонт помещения, сбор экспонатов, подготовку празднования 85-й годовщины со
дня рождения С. Есенина. В
библиотеке им. С.Есенина
продолжаются заседания «Собеседника», которые посвящаются Пушкину, современным
поэтам, В.Высоцкому, тогда еще живущему и полузапрещенному. К.И. Савченко, В.В.
Манычева, я, В. Николюк, С.И. Зинин, Тартаковский не даем ташкентцам забыть о
нашем замысле. Люди приносят замечательные свидетельства любви к поэту. За
каждым – своя потрясающая история. Они фиксируются нами, как «легенды»
экспонатов. П.И. Тартаковский приближает к завершению свою книгу «Свет вечерний
шафранного края», утверждая, что если бы не наша активная надежда на создание
музея, он не стал бы над ней работать.
Этим он ответно поддерживает нас.
Вадим пишет новые картины, работает над слайд-фильмом. Я по всему городу из
одного конца в другой езжу с лекциями по школам по субботам, а иногда и за счет
рабочего времени. В Министерстве и в издательствах мне сочувственно помогают
художники и фотографы. Организовываем съемки семьи ташкентских Есениных,
записываю, по совету Т.С.Есениной, рассказы М.В. Прохиной, односельчанки
Есенина. При помощи Гласса командировала Николюка в Самарканд и Бухару для
сбора дополнительных материалов. К сожалению, таковых не оказалось, кроме того,
что П.И. Тартаковский раньше досконально описал в своей книге «Свет вечерний
шафранного края…», просчитав все по часам и минутам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий