Ташкент.
1921 год. Середина мая. Александр Николаевич Волков, великий живописец и
ташкентская знаменитость, пригласил гостившего в Ташкенте Сергея Есенина
посетить свою выставку.
Они
сдружились благодаря близости интересов. Оба писали стихи, оба
экспериментировали в творчестве. Сергей Есенин даже сказал про него: «Он наш.
Имажинист».
Выставка
располагалась в большом зале на втором этаже фундаментальной библиотеки
Ташкентского университета (позже Авиационного училища), недалеко от Сквера
Революции.
В
зале была небольшая группа посетителей, которой очень экспрессивно представлял
свои полотна Волков. Он был как всегда, в какой-то живописной хламиде.
Сергей
Есенин в элегантном серо-голубом костюме самостоятельно бродил и рассматривал
понравившиеся ему композиции. В это время в зал вошли два ученика ПТУ. Один из
них – Володя, высокий, спортивный, голубоглазый юноша, – спросил разрешения
посмотреть выставку, и Волков, тут же покинув первую группу, повел ребят вдоль
стен с картинами. К ним присоединился и Сергей Есенин. Волков сказал ребятам:
«Это поэт из Москвы – Сергей Есенин». На что Володя ответил: «А мы Вас знаем,
слышали Вас в летнем кинотеатре». Есенин приветливо поклонился, а Волков
обратил внимание ребят на свою картину, где была изображена арба с огромным
колесом на фоне восточного рынка.
Линии,
цветовые пятна придавали полотну напряженный ритм движения арбы, и Волков
спросил у ребят: «Вы слышите, как скрипит колесо?». Володя усмехнулся и заявил:
«Как же это услышишь, если это нарисовано?». Волков попытался что-то им
объяснить, а Есенин, засмеявшись, произнес: «Оставьте, они еще молодые, да к
тому же не имажинисты». Волков махнул рукой, ушел к первой группе, а смущенные
ребята, попрощавшись, торопливо вышли из зала, озадаченные возникшим спором.
Эту
историю мне поведал, будучи уже в пенсионном возрасте, Владимир Иванович
Баженов, полковник в отставке, крупный, красивый мужчина с густой гривой волос
на голове и усмешливым взглядом, заискрившимся во время рассказа об этом
событии. Это случилось, когда я приехала в Москву собирать материал для музея
С.Есенина. Я спросила: «Ну как,
услышали, как скрипят колеса на холсте?». «Услышал, только, конечно, не на
холсте, а на дороге», – и мы с его женой Ириной Васильевной Новосёловой,
племянницей Александры Арсеньевны Трофимовской, рассмеялись над его верностью
реализму. Позже, по нашей с ней настойчивой просьбе, он записал эту историю,
чтобы она сохранилась в фонде музея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий