пятница, 18 сентября 2015 г.

«ГЛУПОЕ СЕРДЦЕ, НЕ БЕЙСЯ!»

6. «Прядите, дни, свою былую пряжу…»

Совмещая ежедневную службу, семейные печальные и радостные обстоятельства с хлопотами о музее, мы приблизились к 1981 году. 60-летие приезда С.Есенина в Ташкент откладывать нельзя, надо в мае открыть музей. Надо! А готова только одна комната. Я.Х.Туракулов и Т.П.Пустовая, руководители городского общества книголюбов, сообщают мне, что поддерживать нас и морально и материально смогут, если будет у нас клуб книголюбов. Вадим Николюк с помощью Ю.И.Гласса зачислен на работу художником-оформителем в Музей дружбы народов, чтобы шел стаж и хоть какая-то зарплата, К.И. Савченко с трудом отрывается от школьных и домашних нагрузок. П.И. Тартаковский завершает работу  над  книгой  и  ее  изданием, С.И. Зинин готовится к годовой командировке в Японию… Идею клуба все поддерживают, но осуществлять ее берусь я, так  продолжая традицию  библиотечного «Собеседника».

4 января 1981 года открываю клуб книголюбов «В мире прекрасного». 12 человек из тех, кто живет в близлежащих домах и учится в Институте культуры. Многие из них на долгие годы остались верны нашему делу. Анна Михайловна Носенко, родственница великих Васнецовых, живая, веселая, отзывчивая на любую просьбу о помощи. Она первая прибежала, увидев мою самодельную афишку с программой заседаний клуба, она и собирала первых участников наших еженедельных заседаний. Клавдия Ефимовна Волкова, Маргарита Дмитриевна Рухалис, семья Бродских, Любовь Васильевна Быкова, Любовь Семеновна Романенко, Леня Николаев, Розалия Исаковна Рухлис, Ольга Даненкова, Алексей Назаров, Петр Гейер. И, конечно, Вера Ивановна Попова, преподаватель русского и английского языков янгиюльской школы, радостно-восторженный знаток мировой поэзии и особенно Есенина.

Атмосфера какого-то необъяснимого взаимотяготения встречного движения  душ   сложилась  в  нашем клубе. Это отмечали и те, кто приходили к нам с лекциями, выступлениями и выставками: филологи из вузов А.П.Алякринский, Л.А.Тартаковская, Н.Г. Гопштейн, А.Вулис, Л.П Ульрих, артисты, чаще мои бывшие студенты – А. Кузин, А.Слоним. Когда кто-то из них не успевал или не мог прийти, мне приходилось вести заседания самой.

А тем временем, урывками между писанием собственных картин, работой, «болезнями», Вадим делает планшеты из материалов, добытых мною при помощи Джалилова, Пустовой, активистов из библиотек и ПКО им. Тельмана, фотографа Ю.Игумнова, товарища Вадима, министерских   работников. С.И. Зинин со своими филфаковцами вбивает дюбеля для развески картин и планшетов, чтобы до отъезда хоть чем-то ускорить оформление музея. 14 марта он уехал на год в Японию. В спорах и уточнениях рождается экспозиция. А пока красим окна, двери, готовим вывеску, белим-перебеливаем стены. Полы красим в последнюю очередь… Когда же закончим?!..

И попутно бумаги, бумаги… В министерство – ходатайство учредителей общественного музея Есенина: Добровольного общества книголюбов г. Ташкента и Куйбышевского отдела культуры. В Союз писателей – о поддержке нашей инициативы по сохранению памятных есенинских адресов и созданию и установке памятника Есенину в Ташкенте или мемориальной доски на ОДО… Письмо Ю. Любимову о передаче музею материалов, связанных с постановкой в театре на Таганке есенинского «Пугачева».

В начале 80-х был музейный бум. Открывалось несколько  музеев (музей  С. Бородина, Г. Гуляма и др.), и наш общественный как бы вписался в общее направление деятельности министерства. Ю.И. Гласс в постоянных командировках, бывает у нас изредка.

А поиски экспонатов дают свои результаты. 2 апреля Вадим с Галиной Ивановной от внука известного журналиста В.Г. Михайлова получили и через весь город в общественном транспорте провезли стул. На нем сиживал Есенин в мае 21 года, бывая в гостях у этого известного семейства.

Тартаковский связал по телефону нас с Маргаритой Петровной Новиковой-Костеловой, невестой Ширяевца, и мы договорились о встрече. Надежда получить у нее подаренные ей Есениным книги с автографом так и не осуществилась.   Но многое другое из ее архива передано было музею не в один раз, а по мере возрастающего ее расположения к Вадиму, ко мне (когда-то мы были соседями, и я училась в одной школе с ее дочерью Мариной Новиковой, музыковедом) и к самому факту создания музея.


В мае мы смогли лишь в своем клубе и по предприятиям провести встречи, посвященные 60-летию приезда Сергея Есенина в Ташкент. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий