В память о Марке
Вайле
Я читала лекции по
театрально-декорационному искусству художникам, режиссёрам и театроведам в
Ташкентском театрально-художественном институте им.А.Н.Островского.
Среди театроведов
была группа ребят, оставшихся верными друг другу и после окончания института.
Из них особенно выделялся своими организаторскими способностями, которые очень
разнообразно проявлялись ещё в студенческие годы, будущий создатель
театра-студии «Ильхом» Марк Вайль.
Однажды в выходные
дни мне удалось вырваться из трудовых институтских и домашних будней и слетать
в Алма-Ату. Там в это время гастролировал Ленинградский Большой драматический
Театр им.М.Горького и давал свои спектакли в помещении театра им.
М.Ю.Лермонтова.
Я встретилась с С.Ю.Юрским
и всеми давними знакомыми по театру, где когда-то я работала над своим дипломом
о театральных художниках.
Вернувшись в
Ташкент, я поделилась со своими студентами-театроведами радостью и восторгом от
встречи с ленинградцами и их блистательным спектаклем «Генрих IV» в постановке
Г.А.Товстоногова, с С.Ю.Юрским в главной роли. Заметив огорчение своих
студентов, что близок локоть, да не укусишь, я обмолвилась, что и локоть
укусить можно, если очень захочется! Этим
я невольно спровоцировала их на отчаянный поступок – сбежать в пятницу с
лекций и отправиться в Алма-Ату.
Марк Вайль, Юра
Александров, Наташа Авдеева и Камаллидин Артыков рискнули и на выходные дни с
моим посланием-просьбой к Сергею Юрскому отправились в столицу Казахстана
самолётом – тогда это было так легко и возможно даже для студентов – прямо на
гастроли великого театра.
С.Ю.Юрский наградил
ребят тремя контрамарками на два спектакля. Счастливые, потрясённые и
спектаклем, и знакомством с прекрасными мастерами, в понедельник ребята благополучно вернулись к занятиям.
Во время этого
чудесного путешествия с ними произошла забавная история, подтвердившая
замечательные способности Марка Вайля-режиссёра.
Если в первый раз
ребята по трём контрамаркам прошли вчетвером, то во второй раз слегка
отставшего от друзей Юру Александрова на
контроле придержали. Обнаружив отсутствие друга, Марк оглянулся и быстро
срежиссировал ситуацию: резким жестом руки и повелительным тоном он обратился к
контролёрам, крикнув:
– Этот со мной! – и
Юру мгновенно пропустили. Этот эпизод однокурсники рассказывали как анекдот под
одобрительный смех друзей. А кто-то
заметил:
– Марк может всё!
И действительно,
немного времени спустя после этой алмаатинской авантюры он уговорил самого
Марка Захарова, приехавшего с театром Ленкома на гастроли в Ташкент, прийти в
институт на встречу со студентами.
В узкую аудиторию на первом этаже возле
лестницы собрались студенты-старшекурсники театроведы и режиссёры и, прослушав мастер-класс по режиссуре,
закидали его серьёзными вопросами, чем
удивили и порадовали М.Захарова, как он признался потом педагогам.
Так начиналось у
Марка Вайля прочное и плодотворное знакомство с великими мастерами сцены. А у
меня – с ним. На долгие годы, до самой его трагической кончины, когда мы,
потрясенные его убийством, говорили о нем, как о живом.
Кто-то вспомнил, как
он ездил к Евгению Дмитриеву, когда тот попал в смертельную беду, но, умирая,
просил у своего режиссера прощения за то, что срывает готовую к выходу премьеру.
Марк рассказал мне об этом, еле сдерживая слезы. А сам Марк требовал от
пришедших к нему в больницу актеров, чтоб они не прекращали репетиций, а он,
окрепнув, посмотрит результат. Спасти его оказалось невозможным.
Прощаясь
с ним в его театре, мы проводили его в последний путь долгими аплодисментами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий