среда, 28 октября 2015 г.

ЖИТЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Таллиннские бутерброды и многое другое

В прибалтийские столицы я со студентами-художниками отправилась на производственную практику. Талантливые живописцы были увлечены европейскими красотами архитектуры и своеобразием северных пейзажей. Их не надо было особенно контролировать и подгонять. Поэтому у меня была возможность бродить по городу. Однажды, выходя из гостиницы, я встретила Сергея Юрского с Мариной Нееловой, которые, как оказалось, снимались в жуль-верновском фильме (названия, к сожалению, не помню). Удивившись и обрадовавшись неожиданной встрече, Сергей Юрский преложил мне присоедениться к ним, чтобы посмотреть съемки интересных кадров с подъмом воздушного шара. Могла ли я отказаться?! И вот идут съемки. Я среди толпы любопытных наблюдаю это волшебное действо. Надуваемый шар рос на глазах и начал подыматься вместе с корзиной, в которой находились Юрский и Неелова (и, возможно, оператор). Медленно и величаво шар набирал высоту. Но далеко не улетел. Как мне объяснили, его придерживал трос. Но впечатление от этого не уменьшилось. Фильм получился очень интересным.

У меня было поручение навестить в Таллинне родственников моих ташкентских соседей Лавниканисов. Мы очень подружились с их дочкой Марией, белокурой эстонкой. Оказалось, что она любит цирк, и я пригласила ее на гастролировавшего в Таллинне великолепного Олега Попова. Этот клоун в своей клетчатой кепочке так веселил зал, что мы с десятилетней Марией возвращались домой, весело подпрыгивая и вспоминая его забавы. Когда через десять лет она приехала в Ташкент, мы снова подпрыгивали и смеялись. А тогда, в Таллинне, ее родные, – мама и тетушка, – смеялись надо мной. Они совершили со мной воскресный выход в парк, где в летнем кафе заказали каждому из нас «Большой бутерброд». Это три слоя пышного круглого белого хлеба, заполненные мясом, сыром, колбасками, зеленью с майонезом, а также огурчиками и помидорками. Мои знакомые легко одолевали это роскошество, а я не знала, как с этим управиться. Кончилось тем, что 2/3 бутерброда мне завернули и положили в сумку. Вечером бутерброд доели мы с Олей Харитоновой и были очень довольны.

Получив приглашение доброхотных хозяев, мы принесли к ним конфеты и цветы, а нас, шесть человек, угощали кофе со сливками и разными булочками и печеньем. Потом ребята говорили, что и представить себе не могли такой теплоты и щедрости эстонцев, о которых они слышали, как о весьма сдержанных и скуповатых гражданах Запада. В заключение ребята сделали быстрые графические портреты хозяев.

Но бутербродная история для меня не закончилась. На следующий день, набегавшись по городу для постановки этюдов, я заглянула в уличное кафе выпить чашечку кофе и попросила бутерброд, но не «Большой». Мне подали булочку размером с пинг-понговый шарик. В нее был вложен тоненький срез сыра. Это чудо я сглотнула, не успев раскусить. Вот такие гастрономические контрасты! Вспоминаю как забавный анекдот.


От поездки в Прибалтику незабываемыми остались концерт в Домском соборе, собор Св. Анны - пример пламенеющей готики, музей таинственного Чюрлёниса и биение сердца в Салоспилсе, на братской могиле. Встречая бывших студентов, уже поседевших и ставших известными художниками, слышу от них, что и они не забыли  эту поездку.


Комментариев нет:

Отправить комментарий